Как научить первоклассника красиво писать

    Школа — это место, где ребенка научат писать и читать, решать задачи и многое другое. Многие родители считают, что школа всему научит, в том числе и красиво писать. Но это не совсем так, да, конечно же, учителя будут стараться учить ребенка чистописанию, но основы должны быть заложены еще в раннем возрасте. Для этого нужно хорошо развивать у детей мелкую моторику.

   В современной школьной программе нет такого предмета - «чистописание», но четкий и аккуратный почерк по-прежнему важен.

    Современные дети, придя в школу, не умеют раскрашивать. У них хорошо развиты только указательные (иногда большие) пальчики, которыми они умеют хорошо водить по экрану телефона, планшета.

У детей должна быть развита мелкая моторика прежде всего! Это очень важно!

              Мелкую моторику развивают следующие занятия:
— вырезание ножницами деталей разных размеров и изготовление из них аппликаций, оригами;
перебирание круп, занятие с кинетическим песком;
раскрашивание (особенно по клеточкам), штриховка, раскрашивание картинок карандашами (фломастеры лучше не предлагать, они предполагают минимальную нагрузку на мышцы рук);
— рисование в любом виде — кисточкой, мелом, карандашами;
— игры с мелкими деталями — пазлы, мозаика, конструктор;
— шнуровка, плетение косичек, вышивание, вязание, бисероплетение, нанизывание бусин;
— лепка из пластилина.

Вы не сможете научить ребёнка писать красиво, если он не умеет завязывать шнурки или застёгивать пуговицы. Постоянно тренируйте умение ребёнка ловко орудовать пальцами.

При подготовке к письму важно всё:

  • как сидит ребенок.  Обращайте внимание на правильную позу ребенка при письме и рисовании. Сидеть следует прямо и ровно, не опираться на стол грудью, обе руки на столе, как и локоть;
  • положение тетради. Тетрадь должна лежать на столе так, чтобы ее нижний левый угол располагался на середине груди, а сама тетрадь была наклонена влево. При заполнении строчек и продвижении вниз тетрадного листа передвиньте тетрадь повыше;
  • как держит ручку. Ребёнок должен держать ручку правильно — тремя пальцами, «щепотью», а не всеми пальцами. Следует держать ручку свободно, не надо сжимать ее пальцами слишком сильно. Уделите внимание качеству ручки — надо, чтобы она писала мягко и без усилий, не была слишком толстой и не имела ребристых граней;
  • тетрадь, в которой пишет ребенок, должна быть в тонкую косую линейку.

Чтобы научить ребенка писать красиво, нужны регулярные занятия письмом не только в школе, но и дома.

Письменный навык приобретается один раз и сохраняется на всю жизнь

Научить ребёнка писать красиво — задача вполне решаемая, главное — выполнять все правила, заниматься регулярно, и результат не заставит себя ждать.

 

Дистанционное обучение в начальной школе

Опубликована во Всероссийском электронном журнале Педагогическое мастерство

     В настоящее время, с развитием новых информационных технологий, становится возможным получение образования дистанционным путем. Дистанционное обучение представляет собой такой тип обучения, в основе которого лежит образовательное взаимодействие удаленных друг от друга педагогов и учащихся с помощью компьютеров, телекоммуникационных технологий, а также ресурсов сети Интернет. Такое обучение включает в себя все присущие учебному процессу компоненты системы обучения: смысл, цели, содержание, организационные формы, средства обучения, система контроля и оценки результатов.

       Дистанционное обучение позволяет учащимся дополнить свои знания, ведь за время урока педагогу зачастую не удается рассмотреть весь материал по теме. В таком случае дистанционное обучение становятся своеобразным помощником младшим школьникам, которое позволяет проверить домашнее задание, использовать обучающее тестирование, обсудить пройденный материал на форуме, и т.д.

     Дистанционное обучение позволяет гораздо успешнее «восполнить пробелы», если школьнику по какой-либо причине пришлось пропустить урок. К таким причинам относятся:

- болезнь ребенка;

- обострение хронических заболеваний;

- инвалидность, связанная с ограниченными возможностями передвижения.

    На сегодняшний день имеется тенденция увеличения детей, не посещающих школьные занятия по состоянию здоровья, поэтому все острее становится вопрос индивидуализации обучения таких детей. Дистанционное обучение решает данную задачу. Плюс и в том, что дети становятся более самостоятельными.

     Но, несмотря на положительные стороны дистанционного обучения, есть и отрицательные:

  • так, один из основных недостатков дистанционного обучения в начальной школе заключается в том, что подобное получение знаний является применимым далеко не для всех детей, предполагая собой определенную степень ответственности и самомотивации;
  • недостатком дистанционного способа обучения является и необходимость качественных интерактивных средств коммуникации, например компьютер, скоростной интернет и т.п., которые доступны не всем категориям граждан;
  • нет «живого» общения с классом и  друг с другом;
  • компьютер – это экранная нагрузка. Ребенок не так много смотрит по сторонам, как в обычном классе, вертеться ему особо некуда. Он напрягает глаза, если плохо видно презентацию учителя, просто напрягается, глядя в экран на тестировании, а это куда большая нагрузка, чем при взгляде на бумагу. Домашние задания – тоже с экрана и их отправка;
  • и, на мой взгляд – первоклассники. Первоклассник – это вчерашний дошкольник, который ещё буквы не все знает, который и физически развит по-другому. Для него взаимодействие через компьютер увлекательно, но может быть утомительно и иметь всякие последствия для здоровья. Поэтому, рядом с первоклассником обязательно должен быть родитель, чтобы следить за тем, насколько быстро утомляется ребёнок, а также это необходимо с точки зрения безопасности.

  В рамках рассматриваемой темы, нельзя не сказать и о трудностях, которые предстают перед учителем в процессе реализации дистанционного образования в начальной школе. Ведь данный процесс является достаточно трудоемким для него, и требует больших временных затрат, особенно тщательной подготовки, и личной заинтересованности.

 

 

Проектная деятельность в начальной школе.

Опубликована во Всероссийском электронном журнале Педагогическое мастерство 

Расскажи — и я забуду,

Покажи – и я запомню,

Дай попробовать – и я пойму». 

     Эта китайская пословица очень хорошо  раскрывает глубину проектной работы.

Происходящие изменения в современном обществе требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, нацеленных на индивидуальное развитие личности, формирование у учащихся универсального умения ставить и решать задачи.

Новые образовательные стандарты требуют, чтобы в начальной школе ребенка научили, не только читать, считать и писать, чему и сейчас учат вполне успешно. Ему должны привить две группы новых умений. К первой относится группа универсальных учебных действий, составляющих основу умения учиться: навыки решения творческих задач и навыки поиска, анализа информации. Ко второй – формирование у детей мотивации к обучению (желанию учиться), помощи им в самоорганизации и саморазвитии.

Поэтому очень важным становится воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в группах. Речь идет о формировании такого вида  деятельности, как проектная деятельность —  новое содержание современного образования.

      Проектная деятельность - один из методов, направленный на выработку самостоятельных исследовательских умений, способствующий развитию творческих способностей и логического мышления, объединяющий знания, полученные в ходе учебного процесса и приобщающий к конкретным жизненно важным проблемам.

Использование метода проектов позволяет развивать творческие способности, логическое мышление, стремление самому открывать новые знания и умение проявлять их в современной действительности.

Проектная  работа в 1 классе – это сложный процесс, но осуществимый. Уже второй год в нашей школе ведётся активная работа над проектной деятельностью. В школе ведётся кружок, на котором ребята знакомятся с теорией и практикой проекта: понятие, цель, задачи и т.п., а потом на практике, выбирая тему, добывая информацию, ребята защищают свои проекты. Темы проектов представлены в учебниках, либо их предлагает учитель: «Сказочная буква», «Любимое число», «Игры наших бабушек и дедушек» и другие. Проект может быть представлен в виде сочинения, исследования, сценария, газеты, презентации и т.п.

Работая над проектами, учащиеся знакомятся с разнообразием окружающего мира, получают представления о его устройстве, о способах получения знания о нем, учатся самостоятельно добывать информацию, систематизировать и обобщать ее; формируется ответственность за свою деятельность, уважительное и равноправное взаимодействие с партнерами.

Такая работа готовит младших школьников к более глубокому изучению основ наук. Следовательно, важной задачей является вооружение учащихся методами научного познания. Обучение должно строиться на основе самостоятельной деятельности, воспроизводящей основные моменты, присущие исследовательской и проектной деятельности.

Успешность важна для каждого ребёнка. Надо доказать и показать каждому, что его работа имеет значение и для группы, в которой он работал, и для всего класса, и для учителя и родителей. Дети учатся работать в команде, договариваться между собой, находить нестандартные решения, приобретают навыки работы с книгой, интернетом и другими источниками информации. Они проявляют инициативу, начинают мыслить творчески, приобретают опыт выступления.

   

«Мы гордимся стариной, стала нам она родной»

Опубликована в Международном педагогическом журнале "Предметник"

«Язык есть самая живая, самая обильная и

прочная связь, соединяющая отжившие,

живущие и будущие поколения народа в

одно великое, исторически живое целое»

К. Д. Ушинский

       Известно, что через устное народное творчество ребенок не только овладевает родным языком, но и осваивает его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа, получает представления о ней. Она концентрирует в себе весь опыт человечества, несет в себе все формы общественного сознания, включает в себя огромное количество информации, устанавливает преемственность между прошлым и современностью. Устное народное творчество, включающее в себя большое количество жанров: сказки, пословицы и поговорки, потешки, частушки, загадки и т. д., — это неоценимое богатство народа, громаднейший пласт культуры, показатель способностей и таланта народа.

В этот раз мы с ребятами решили создать коллективный проект (в виде концерта) по устному народному творчеству и пригласили мамочек и бабушек . Ребята каждый выбрали для себя номера: у кого-то это были русские народные песни, частушки, загадки, потешки и многое другое, оформили небольшую выставку, все приготовили русские народные костюмы и концерт начался…

Ребята сами выступали в роли ведущих. Открыли концерт русскими народными песнями Минеева Маша «У моей России длинные косички», Соня Мгеладзе и Маша Гладкова исполнили песню «Я на горку шла», Соня Щербакова «Во поле берёза стояла», инсценировали свою заводную песню «Семечки» Логинова Лера и Савельева Алиса. Повеселила всех Лукьяненко Алина частушками про своих одноклассников. Провели весёлые игры Арсений Вернигора, Чуваков Кирилл и Слухаев Костя, а Белопашенцев Артём, Колесов Никита, Чирков Дима и Чуркин Артём повеселили всех, рассказав смешные потешки. Были и загадки и колыбельная песня, Кобелев Егор рассказал нам и показал в виде презентации как почитают русские народные традиции в некоторых уральских деревнях. Никто не сидел без дела: устраивали конкурсы для богатырей, измеряли косы у девочек, плясали под русские народные песни, а закончили наш праздник чаепитием с кренделями, блинами, да баранками!

Я считаю, необходимо широко использовать все виды фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т.д.). В устном народном творчестве как нигде сохранились особенности черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представление о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям. Особое место в произведениях устного народного творчества занимают уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому, фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.

  

                                                                                                                          М.Г.Комельских, учитель начальных классов, первая квалификационная категория

Незабываемый сент ябрьский поход

«От того, как прошло детство,

кто вёл ребенка за руку в детские годы,

что вошло в его разум и сердце

 из окружающего мира – от этого

в решающей степени зависит,

каким человеком станет сегодняшний малыш».

В.А.Сухомлинский

           Родители – главные воспитатели, а школа призвана помочь родителям в воспитании детей. Развитие личности ребенка, происходит, прежде всего, в учебно-познавательной деятельности, в разнообразной и интересной жизни класса. Ни школа без семьи, ни семья без школы не способны справиться с тончайшими, сложнейшими задачами становления человека. Школа должна пригласить семью к сотрудничеству, считаясь с ее возможностями. Семья же должна рассматривать школу как своего друга в деле воспитания. Именно родители способны многое сделать для того, чтобы повысить умственный, творческий потенциал собственного ребенка.

          Я считаю, что для выявления и развития творческого потенциала детей наиболее подходит не только урочная, но и внеурочная деятельность. А формой работы с родителями в этом направлении выбираю семейные мероприятия, т. к. и детям, и родителям они очень нравятся.

         Целью таких мероприятий вижу: создание условий для сотрудничества детей и их родителей через формирование семейных ценностей, здорового образа жизни, развитие и реализация разносторонних способностей и интересов детей в различных видах деятельности.

          Если родителям удаётся чаще бывать со своими детьми, на мероприятиях организованных в школе, классе, на природе - это позволяет им понаблюдать за ребёнком, оценить его взаимоотношения со сверстниками, его поведение, отношение к окружающему миру. И, поэтому, в начале нового учебного года, на выходных, мы решили с ребятами и их родителями сходить в поход. И… в субботу 13 сентября учащиеся 3а класса со своими родителями отправились в поход. Погода всех порадовала, поэтому настроение было отличное! Сбор был у любимой школы, где нас всех ждала машина, на которой началось наше путешествие… Проехав часть пути, дальше мы отправились пешком… Преодолевая чащи леса, мы оказались на горе «Бабье брюхо», на которой ещё раз полюбовались природой и красотами нашего любимого посёлка. Дальше мы прошли мимо карьера, около которого сделали не мало памятных фотографий, ещё полчаса пешком и мы оказались у места….

             Конечно же, заботливые родители уже всё приготовили: место для привала, палатка, канат, качели и другое…Мамы начали готовить стол, а папы готовить для нас вкусную еду. А мы в это время играли в разные игры, к которым потом подключились и родители. Мы играли в футбол (команда детей против родителей), искали клад по маршрутным листам, в любимую игру «Цепи кованые», выбирали меткого стрелка, качались на тарзанках, тянули канат (команда детей победила родителей!), жарили сосиски, пекли картошку в костре и многое другое…

            Так жаль, что незаметно подкрался вечер….Мы пели песни у костра и было грустно расставаться… Но результат этого незабываемого похода был виден на лицах, устах детей и родителей, которые были просто в восторге, а ребята спрашивали когда же будет следующий поход….

           Я считаю, такие мероприятия основаны на взаимопомощи, взаимовыручке, духе коллективизма и товарищества, создают комфортность социально-психологического климата коллектива, а также  сплочают детей и родителей, ведь, к сожалению, родители не всегда находят время для своего ребёнка в суете сегодняшних дней…

           Хочу поблагодарить всех родителей, кто нашёл возможность ради своих детей отложить все важные дела и принять участие в походе и его организации. 

 

М.Г.Комельских, учитель начальных классов, первая квалификационная категория

Вопросы преемственности дошкольного и начального общего образования, проблемы адаптации ребёнка к школе: практический аспект.

Опубликована во Всероссийском электронном журнале Педагогическое мастерство 

« От того, как будет чувствовать себя ребёнок,

поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания,

что он будет переживать,

зависит весь дальнейший путь к знаниям».

В.А. Сухомлинский.

     В последние годы весьма заметное место занимают вопросы непрерывности учебно-воспитательного процесса и преемственности в его организации на разных образовательных ступенях. Одна из наиболее важных и болезненных проблем – преемственность между дошкольным периодом и школой. Показательно, что поступление ребенка в школу все чаще называют не иначе, как «психотравмирующей ситуацией», причем как для самого ребенка, так и для его семьи. И очень важно осознание этой проблемы прежде всего педагогами дошкольных учреждений и школ. Грамотный подход к этой ситуации поможет не только детям, но и их родителям.   Несомненно, преемственность – двусторонний процесс. С одной стороны – дошкольная ступень, которая сохраняет ценность дошкольного детства, формирует личностные качества ребенка, а главное, сохраняет радость детства. С другой – школа как преемник подхватывает достижения ребенка-дошкольника и развивает накопленный им потенциал. Но это в идеальном варианте. Конечно, есть дошкольные учреждения и школы, которые работают по программам непрерывного образования и добились определенных успехов в решении проблемы преемственности. Но далеко не все педагоги стараются решать эти задачи. Зачастую вся работа сводится к тому, чтобы подготовить ребенка к обучению в школе. Особенно у нас, на периферии.

   Начальная школа, где я работаю, принимает детей в 1 класс из трех детских садов: №10 «Теремок», № 29 «Василек», № 60 «Дюймовочка».  На нашей территории давно налажена работа по преемственности, но в последнее время ей уделяется недостаточное внимание. Но все же  ежегодно педагоги ДОУ и НОШ №13 собираются за круглым столом, чтобы определить приоритетные направления деятельности по преемственности на учебный год.

 В рамках данной работы воспитатели и дети  подготовительных к школе групп неоднократно бывают в школе: приглашаются на дни открытых дверей, тематические экскурсии в школьный музей, присутствуют на традиционных праздниках: Прощание с Букварем, Праздник библиотеки и др.

За год до поступления в школу каждый учитель начальных классов проводит определенную работу с будущими первоклассниками и их родителями. На родительских собраниях педагоги знакомят родителей с программами обучения, со школьными требованиями, отвечают на вопросы родителей. Учителя знакомятся с программами детских садов и посещают занятия в подготовительной  группе, где можно отметить, что воспитатели хорошо развивают у детей математические умения, коммуникативные умения, творческие способности , работают над развитием речи и др.

 Но на занятиях по математике необходимо усилить работу по развитию у детей умений решать простейшие арифметические задачи на сложение и вычитание,  усилить работу над составом числа и даже над  порядковым счетом.

 Обращать больше внимания на развитие речи, т.к. в последнее время все больше детей приходят в школу с проблемами неправильного звукопроизношения, хотя в некоторых детских садах работают логопеды. Некоторые дети   даже не могут отличить звук и букву. Особенно недопустимо, когда воспитатель сам путает данные понятия. Я считаю, что педагогам ДОУ необходимо усилить работу в этом направлении.

Кроме того, хотелось бы, чтобы у будущих первоклассников  были лучше развиты навыки самообслуживания. Некоторые дети совершенно  не могут  сделать уборку своего рабочего места или  аккуратно сложить свои вещи  при переодевании на урок физкультуры, есть и такие дети, которые  даже не умеют правильно держать ножницы, ложку!

У небольшого количества поступающих в школу детей развиты на должном уровне творческие умения: придумывать продолжение к рассказам, сказкам; «оживлять» предметы (рисунки, рассказы); придумывать сказочных героев и т.д.

Преемственность между дошкольной и школьной ступенями образования не должна пониматься воспитателями только как подготовка детей к обучению. Полноценная подготовка ребенка к школе предполагает решение широкого круга задач, связанных с укреплением его здоровья, эмоционально-личностным, познавательным и художественным развитием, формированием коммуникативных навыков. И цель должна состоять в пробуждении живой мысли ребенка, интереса к жизни, желания познавать, умения получать информацию и анализировать ее. И конечно, образование в дошкольном учреждении ни в коем случае  не должно копировать школьную жизнь.

  Я в своей деятельности  продолжаю всестороннее общее развитие детей-первоклассников  наряду с освоением важнейших учебных навыков в чтении, письме, математике:

– ввожу  в педагогический процесс разные виды детского творчества (игр, драматургии, проектов, художественного моделирования, экспериментирования, словесного творчества, танцевальных и музыкальных импровизаций);
– обогащаю содержание уроков эстетического цикла; приобщаю детей к национальной художественной культуре;
– создаю в классах развивающую предметную среду;
– широко использую игровые приемы, особенно в первый год обучения в школе.

   Такой подход к работе приводит к тому, что обучение в 1 классе начинается учителем не с нуля. Идет углубление знаний, полученных в дошкольном учреждении. Кроме того, в организации работы по преемственности, считаю, огромную роль играет сама личность. Это личность воспитателя и личность учителя. Очень хорошо, если эти люди просто знают друг друга, общаются, интересуются работой друг друга. Не секрет. Что воспитатель в детском саду – это вторая мама. Она может и приласкать, и пожурить ребенка. Малыш тянется к этому человеку, доверяет ему. И вот ребенок пришел в школу. Очень важно, чтобы не было большого контраста в отношении к ребенку со стороны учителя. Нужно стремиться к тому, чтобы малыш увидел в педагоге старшего товарища, который поможет решать трудности и порадуется успехам ребенка. Учитель начальных классов должен быть человеком доброго характера.

   Также немало важную роль играет отношение учителя к ученикам. От него на этом начальном этапе адаптации к школе во многом зависит то, как будут складываться взаимоотношения учитель – ученик, отношения, определяющие в значительной степени психологическую адаптацию ребенка в школе. Как правило, учитель для ученика – высший авторитет, которому на первых порах уступает даже авторитет родителей. Учитель не просто взрослый, а авторитетный наставник, требующий выполнения определенных правил поведения, пресекающим их нарушения, вся деятельность которого подчинена основной задаче – дать детям знания. И ученики, как правило, очень хорошо понимают это. Они четко осознают дистанцию, понимают статус учителя, отличают его от других взрослых. Хотя есть среди шестилеток такие дети, у которых на момент поступления  не сформирована готовность к обучению школе и он еще как - бы «не наигрался».   Родителей таких детей необходимо убеждать, чтобы они не торопились отдавать ребенка в школу и  не лишали его детства. 

Чтобы ребенок был успешен в школе необходимо формировать у него положительную мотивацию, чтобы он хотел учиться и с желанием шёл в школу.  Иногда именно родители, не желая того, сами «отбивают охоту» учиться у своих детей: нелестно отзываются об учителе, «натаскивают» по различным предметам, «запугивают» детей фразами: придешь в школу - там тебе покажут!» и др.

Для осуществления успешной преемственности между детским садом и школой  необходимо планомерное и поэтапное выполнение следующих шагов:

 1.  Необходимо не формально, а вдумчиво составить план совместной деятельности между учреждениями;

2. Регулярно проводить совместные педагогические советы для более глубокого знакомства с программами воспитания и обучения детей в детском саду и начальной школе;

3.   Осуществлять взаимопосещение занятий в детском саду и уроков в начальной школе воспитателями и учителями;

     4. Проводить совместные  заседания специалистов детского сада и школы;

     5.  Планировать совместную с родителями деятельность для успешной адаптации детей к школьному обучению.

         По определению Д.Б. Эльконина, дошкольный и младший школьный возраст – это одна эпоха человеческого развития, именуемая «детством». Воспитатель и учитель начальных классов так же имеют много общего, поэтому у них общее родовое имя – педагог.

    В заключении хочется сказать, что только заинтересованность обеих сторон и родительской общественности позволит по-настоящему решить проблемы преемственности дошкольного и начального образования, сделать для ребенка переход из детского сада в начальную школу безболезненным и успешным. Выиграют от этого все, особенно дети. А ради детей можно найти и время, и силы, и средства для решения задач преемственности.

Презентация к выступлению

 

М.Г.Комельских, учитель начальных классов, первая квалификационная категория

Замечательная идея – отправиться в поход с детьми и родителями 4 «А» класса!

   Поход наш получился не таким, как задумывалось изначально, но он все равно удался на славу. К оговоренному воскресенью пришли, к сожалению, не все (видимо, испугались погоды). Сбор возле школы в 11-00, всё необходимое взяли с собой, пог



Бесплатный хостинг uCoz
Copyright MyCorp © 2024